Регистрация Вход

Почему гордиев узел был важен для завоеваний Александра Македонского

В 334 г. до н.э. Александр III Македонский, более известный как Александр «Великий», начал свое эпическое завоевание Персидской империи Ахеменидов. Александру и его армии потребовалось более четырех лет, чтобы завоевать персов, и почти с самого начала кампании бои были тяжелыми. Когда Александр повел свою армию из Европы через Геллеспонт, он сразу же столкнулся с трудной перспективой завоевания Анатолии / Малой Азии, которая была домом для древних лидийцев, фригийцев и ряда других народов, привыкших к Ахеменидам. правило. Александр знал, что после того, как он завоевал древний город Гордиум, это была открытая дорога на юг в Левант, а затем в Египет и Месопотамию.

Хотя Гордиум больше не был великим городом, каким был когда-то, когда им правил легендарный царь Мидас в восьмом веке до нашей эры, он по-прежнему имел важное стратегическое и символическое значение. Гордиум был все еще процветающим торговым и культурным центром в четвертом веке до нашей эры, был домом для значительного персидского гарнизона и располагался на Персидском королевском шоссе. Таким образом, Александр знал, что взятие Гордиума дает ему контроль над Малой Азией и обеспечивает легкий переход в глубь территории Ахеменидов. Но, возможно, более важным, чем стратегические преимущества, которые дал контроль Гордиума Александру, город был домом для уважаемого оракула. Оракул утверждал, что первый человек, который сможет развязать, казалось бы, невозможный узел веревок, отправится покорять Азию. Согласно легендам, взяв Гордиум, Александр сразу же направился в акрополь, чтобы развязать узел.

Оглавление

Фригийцы и Гордиум

Город Гордиум, иногда называемый «Гордион», был построен людьми, известными как фригийцы, как столица их королевства Фригия. Происхождение и происхождение фригийцев немного загадочно, хотя считается, что они либо прибыли в Анатолию, либо объединились с другими группами в регионе после вторжений народов моря примерно в 1200 году до нашей эры. Многие, если не большинство ученых, считают, что фригийский язык был связан с более ранним хеттским языком и, следовательно, был, скорее всего, индоевропейским, хотя не все историки убеждены в этом назначении. Однако культура и царство Фригии, сформировавшееся после 1000 г. до н.э., отличались от более ранней хеттской культуры и имели больше общего с греческим миром.

К восьмому веку до нашей эры Фригия была доминирующим королевством в Анатолии, служа экономическим и культурным мостом между Европой и Ближним Востоком. Пик фригийского могущества пришелся на период правления легендарного, но реального царя Мидаса (правил около 738–696 гг. До н. Э.). Ассирийские, библейские и более поздние греческие письменные источники, похоже, подтверждают притязания Мидаса на богатство, причем в одном конкретном Ветхом Завете говорится, что богатство пришло от торговли медью: «они торговали людьми и медными сосудами на твоем рынке». Фригийцы использовали свое богатство, чтобы построить столицу, которой позавидовал весь мир, и которая также оказалась главным стратегическим местом.

Гордиум был не только центром фригийской державы, но и экономическим и стратегическим центром королевства. Раскопки середины двадцатого века на месте археологических раскопок Гордиума доказали его важность, поскольку его укрепления показывают, что фригийцы вложили много своих ресурсов в строительство одного из самых укрепленных городов в регионе в тот период. Помимо стен, важные храмы и дворец были расположены высоко на вершине цитадели, что отражало «общество, подготовленное к войне и осаде». В то время фригийцам постоянно приходилось защищаться от других могущественных королевств в регионе, и, поскольку Гордиум не имел выхода к морю, его защита представляла собой ряд уникальных проблем.

Самая серьезная угроза фригийцам в восьмом и седьмом веках исходила от ассирийцев на юге. Два королевства сражались за богатую минералами Каппадокию, которая также была местом многих прибыльных торговых путей. Хотя ассирийцы в военном отношении превосходили фригийцев, они были оседлым народом, с которым можно было договориться. Ассирийцы соглашались платить дань, но кочевые киммерийцы, с другой стороны, были заинтересованы только в набегах на Фригию и Гордиум. Повторные набеги киммерийцев в конечном итоге ослабили Фригию настолько, что позволили другому анатолийскому народу, лидийцам, прийти к власти. Лидийский царь Крез (правил ок. 560-546 до н. Э.), который, как и Мидас, известен своим легендарным богатством, когда-то во время своего правления завоевал Фригию и Гордиум. Греческий историк V в. До н.э. Геродот писал:

«Со временем Крез подчинил себе все народы к западу от реки Халис, кроме киликийцев и ликийцев. Остальных он держал в подчинении - лидийцев, фригийцев, мисийцев, мариандинцев, халибийцев, пафлагонийцев, фракийцев (как тинских, так и вифинских), карийцев, ионийцев, дорийцев, эолийцев и памфиллианцев».

Однако правление лидийцев над Фригией и правление Гордиума было недолгим, поскольку персидский джаггернаут Ахеменидов при царе Кире «Великом» (правил в 549–530 гг. До н.э.) завоевал Анатолию в 546 г. до н.э., тем самым сделав весь регион персидской сатрапией или провинция. Хотя фригийская культура постепенно растворилась в более доминирующих лидийских, греческих и персидских культурах региона, город Гордиум продолжал играть важную роль. Когда персы построили свою знаменитую королевскую дорогу из Сардов в Сузы, она проходила через Гордиум. Город Гордиум продолжал иметь экономическое и культурное значение, поэтому в четвертом веке персы отделили Великую Фригию от Лидии как отдельную сатрапию.

Александр покоряет Гордиум и развязывает узел

Когда Александр повел свои македонские войска в Малую Азию, он намеревался встретиться с персидским царем Дарием III (правил 336–330 до н.э.), но у Дария были другие идеи. Хотя Дарий действительно столкнулся с Александром на поле битвы, его более широкая стратегия предусматривала снабжение гарнизонов комбинацией персидских и местных сил. Итак, Фригия была первой остановкой Александра, и сразу стало ясно, что со стратегией Дария есть проблемы. После того, как фригийский город Целены пал без боя, македонцы двинулись в более стратегически важный город Гордиум. Он тоже упал без особой борьбы. Греческий историк второго века нашей эры Арриан писал, что Александр затем использовал Гордиум в качестве отправной точки для следующей фазы своей кампании.

«Пармениону он послал приказ встретить его в Гордиуме с войсками под его командованием - и приказ был должным образом выполнен. Недавно вышедшие замуж македонцы, которых отправили домой в отпуск, также воссоединились в Гордиуме с отрядом только что набранных войск - 3000 македонских пехотинцев и около 300 всадников, 200 фессалийских всадников и 150 человек из Элиды под командованием их собственного командира Алкиаса».

Затем Арриан рассказал, как Александр посетил акрополь, чтобы увидеть легендарный фургон Мидаса и гордиев узел. После того, как в одной легенде подробно описано, как первый царь Фригии, которым оказался Мидас, прибудет в город на повозке, Арриан затем написал о гордиевом узле.

«Существовало и другое традиционное поверье о повозке: согласно этому, человеку, развязавшему узел, скреплявший его ярмо, суждено было стать владыкой Азии. Шнур был сделан из коры кизила, и узел был завязан так хитро, что никто не мог видеть, где он начинается или где заканчивается. Таким образом, для Александра действительно было загадкой, как это исправить, хотя он, тем не менее, не хотел оставлять все как есть, поскольку его неудача могла привести к общественным беспорядкам. Рассказы о том, что последовало за этим, разнятся: некоторые говорят, что Александр разрезал узел одним ударом своего меча и воскликнул: «Я развязал его!», Но Аристобул думает, что он вынул булавку - своего рода деревянный колышек, который воткнули насквозь. вал телеги и скрепил узел - и таким образом стянул вилку с вала. Лично я не берусь догадываться по этому поводу. В любом случае, когда он и его спутники покинули место, где стояла повозка, общее ощущение было, что оракул о развязке узла исполнился. Более того, в ту же ночь были молния и гром - еще одно знамение с небес; поэтому Александр, опираясь на все это, на следующий день принес жертву богам, которые послали с небес и провозгласили развязывание узла».

Трудно сказать, какая часть истории о гордиевом узле является мифом, а какая - фактами. Вполне возможно, что большая часть или вся эта история на самом деле апокрифическая, поскольку она была рассказана в более поздние годы, когда романтические сказки об Александре начали распространяться по Ближнему Востоку и Европе. Даже если история Гордиевого узла - полностью выдумка, она не умаляет символического значения Гордиума - македонцы и другие считали, что тот, кто владел Гордиумом, обладал ключами к завоеванию Азии.

Заключение

Александр Великий известен своей победой в нескольких впечатляющих битвах на пути к завоеванию Ближнего Востока. Возможно, одним из самых важных городов, которые он завоевал, была фригийская столица Гордиум. Расположенный на Персидской королевской дороге, Гордиум был военно-стратегическим центром, в котором размещался большой гарнизон, а также был экономическим центром. Гордиум также представлял собой ворота из Малой Азии на Ближний Восток - если бы вы могли взять и удержать Гордиум, ваш путь к победе на Ближнем Востоке был бы намного проще. Но каким бы важным ни был Гордиум в стратегическом плане, он, вероятно, был важнее символически. По легенде, первым, кто развяжет гордиев узел, станет владыка Азии. Как Александр Великий совершил этот подвиг, является источником споров, но нельзя отрицать тот факт, что Александр стал правителем Ближнего Востока.