Регистрация Вход

Как Эхнатон радикально изменил египетскую религию и культуру?

В 1353 или, возможно, 1351 году до нашей эры Аменхотеп IV взошел на трон Египта. На четвертом году своего правления он сменил имя на Эхнатон. Он создал новую монотеистическую религию, посвященную единственному богу по имени Атон. Однако лояльности фараона было недостаточно, и вскоре Эхнатон потребовал, чтобы весь Египет принял его нового бога и отказался от своего старого пантеона в пользу поклонения солнцу. Эта религия поглотила его правление, и внесенные им изменения были замечательными. Наиболее заметные результаты его обращения включали совершенно новую религиозную философию и стиль художественного выражения, создание новой столицы и разрушительное пренебрежение внешней политикой. Его усилия в конечном итоге оказались тщетными, так как Эхнатон и его культ солнца были почти забыты в годы после его смерти.

Оглавление

Какой была новая религия Эхнатона?

Программа Эхнатона не была запущена сразу после его вступления на престол, но были первые признаки того, что Аменхотеп IV намеревался провести серьезные религиозные изменения в Египте. Вертикальная памятная плита времен его раннего правления, известная как стела, описывает план Эхнатона по возведению здания, которое будет посвящено божеству, которое он назвал «Ра-Хорахти во имя Шу, который является Атоном». Эта ранняя версия бога Эхнатона представляла собой сочетание Атона и египетских богов Ра и Гора, бога солнца и бога неба. В Древнем Египте было обычным делом для богов объединять личности, и Эхнатон, возможно, пытался облегчить египтянам идею поклонения солнцу, связывая Атона с богами, которые уже были знакомы.

Раннее изображение Аменхотепа IV как царя можно найти на стенах гробницы королевского писца по имени Херуеф (TT 192). На стенах гробницы есть надписи с изображением солнечного диска и другие отсылки к Аменхотепу IV и поклонению солнцу. Фараоны нередко выбирали определенного бога в качестве покровителя, и можно предположить, что египтяне, такие как Херуеф, не могли предположить, на что его царь пойдет, чтобы почтить своего избранного бога.

На четвертом году его правления Аменхотеп IV и его королева изменили свои имена, чтобы отразить свою преданность Атону. Аменхотеп стал Эхнатоном или «Тем, кто действует на Атона», а его царица стала Нефернефруатон Нефертити, что означает «Прекрасны красоты Атона, Прекрасная пришла». Год спустя король отказался от притворства и официально покончил со старыми богами. Другая стела того времени в Карнакском храме, расположенном в современном Луксоре, содержит объявление о том, что все божества, кроме Атона, «прекратили свое существование».

Почему Эхнатон пытался стереть древнеегипетских богов?

В том же году Эхнатон начал повсеместную попытку систематического удаления любых следов традиционных египетских божеств. Похоже, что Аминь был главным предметом неодобрения царя, и флот полуграмотных рабочих был послан, чтобы вырезать символы и слова, имевшие какое-либо мимолетное сходство с его именем. Были разрушены даже частные гробницы, в том числе гробница Херефа, где на стенах высечены многие изображения Амена.

Возможно, это был не только религиозный шаг, но и политический. За десятилетия, предшествовавшие правлению его отца, жрецы культа Амена достигли такого уровня политического влияния, который мог соперничать даже с влиянием фараона. Эхнатон сделал себе прививку от этой угрозы, заявив, что существует только один бог, Атон, и что он его сын и единственный пророк. В то время как древние божества были доступны для всех египтян через поклонение, единственным посредником между Атоном и его народом был сам Эхнатон (Икрам 101, Редфорд, «Эхнатон: новые теории и старые факты», 26). Вскоре он начал взимать налоги с храмов старых богов и перенаправлять доходы на свои собственные проекты.

На протяжении всего его правления культ Эхнатона продолжал отходить от традиционной религиозной философии. Одним из таких изменений было сосредоточение атенистов на видимом и осязаемом вместо традиционного египетского поклонения абстрактному и неизвестному. Древние боги задумывались абстрактным образом с множеством ролей и представлений, и бог мог принимать разные формы, сливаться с другими богами и представлять абстрактные понятия, такие как победа в битве. Напротив, Атон был видимым солнцем в небе, а его работы - физическими объектами и людьми на Земле. Эхнатон и его последователи поклонялись только видимому солнцу и избегали идолов и эмблем, которые были неотъемлемой частью старой религии.

Как изменилось искусство периода Амарны?

Нелегко различить детали философии Эхнатона, поскольку существует очень мало официальных текстов его правления, относящихся к религии. На стенах гробниц нет «слова божьего», нет священного писания, есть только несколько коротких молитв «Гимн Атону». Из-за отсутствия письменных источников об атенизме египтологи в значительной степени полагаются на украшения гробниц и стены храма. Стиль, в котором выполнены эти украшения, получил название стиля Амарна. Он уникален в истории Египта из-за резкого отхода от традиционных художественных условностей.

Наиболее очевидным и заметным отличием от типичного египетского искусства является изображение Амарны человеческого тела, особенно самого царя. Традиционно фараона представляли молодым человеком с мускулистым телосложением и пропорциональными чертами лица. Эхнатон изображен в гораздо менее ортодоксальной манере. Его руки и плечи тонкие, а лицо напряженное. У него выдающийся живот, толстые бедра и толстые бедра. Это поразительное телосложение привело первых ученых к мысли, что Эхнатон был женщиной. Художники этого периода также использовали детали, которые ранее не учитывались, такие как различимые пальцы ног, четко очерченные уши и мочки и даже морщины на шее.

Особенно необычным был характер сцен, изображенных в искусстве Амарны. Раньше фараоны обычно изображались сурово, выполняя официальные религиозные обязанности, охотясь или сражаясь в битвах. Период Амарны известен тем, что по сравнению с ним Эхнатон и его семья изображались в заметно интимной и неформальной манере. Известным примером является портрет королевской семьи, датируемый примерно 8 годом правления Эхнатона. Король и королева сидят лицом друг к другу и почти равны по высоте. Эхнатон подносит свою дочь Меритатен к губам, целуя ее, а Макетатон и Анхесенпаатен игриво взаимодействуют со своей матерью, одна сидит у нее на коленях, а другой прислоняется к ней в расслабленной позе. Подобные интимные сцены были практически неизвестны в египетском искусстве до этого времени. Неизвестно, почему Эхнатон потребовал, чтобы он и его семья были изображены таким образом, но результат был бы удивительным для его современников.

Почему Эхнатон перенес египетскую столицу?

Художественные и религиозные реформы Эхнатона были действительно радикальными, но они не были самым важным аспектом его плана. На пятом году своего правления фараон объявил о своем намерении переместить весь египетский двор в город, который он назвал «Ахетатон» или «Горизонт Атона», расположенный в Телль-эль-Амарне в Среднем Египте. Фивы были хорошо известны как город Амена, и Эхнатон утверждал, что его богу требовалась столица, построенная на девственной земле. Основание этого места было отмечено шестнадцатью декоративными стелами, ныне известными как пограничные стелы, надписи которых оправдывают переезд, устанавливают строгие географические границы и провозглашают, что Эхнатон является единственным представителем Атона на Земле.

Трудно представить, как такой план был бы воспринят, но похоже, что большая часть фиванской элиты действительно перебралась в Телль-эль-Амарна. Однако есть свидетельства того, что они не пошли тихо. Речи, записанные на пограничных стелах, служат ответом на то, что кажется высмеиванием элиты над религией и царством Эхнатона. Каким бы сопротивлением они ни были, большая часть двора действительно переехала, а некоторые, такие как советник короля Пареннефер, даже инвестировали в новые гробницы в некрополе города. В конечном итоге их приверженность его делу была недолгой. Сайт был заброшен вскоре после его смерти c. 1332 г. до н.э.

После переезда в Телль-эль-Амарна внимание Эхнатона к религии усилилось, а его внимание к другим вопросам ослабло. Аменхотеп III был опытным дипломатом, который поддерживал мирные границы и поддерживал хорошую переписку с иностранными империями. Эхнатон, с другой стороны, был безразличен к переписке и, похоже, в целом не интересовался иностранными дипломатическими отношениями. Письма Амарны, собрание клинописных табличек, обнаруженных в Телль-эль-Амарне, свидетельствуют об этом. Эхнатон неоднократно игнорировал мольбы о помощи от иностранных вассалов, многие из которых перешли на другую сторону во время его правления. Один такой вассал, принц Риб-адда Библосский, неоднократно писал Эхнатону о помощи против хеттского царя. Эхнатон проигнорировал его мольбы, и хетты получили большие позиции в Сирии и Палестине. Довольный тем, что остался в Египте и навязал свою новую религию своим подданным, Эхнатон потерял территорию на Ближнем Востоке и в Нубии и позволил международным отношениям заметно ухудшиться.

Заключение

За эти реформы Эхнатона называли «первым идеалистом в мире и первым человеком в мире», но его также называли еретиком. Какими бы ни были его намерения, можно сказать, что реформы Эхнатона были суровыми и экстремальными, но в конечном итоге краткими. Религия Эхнатона была забыта почти сразу после его смерти, его город был заброшен, его имя высечено на стенах храма, а Атон практически стерлся из памяти живущих. Пройдет три тысячи лет, прежде чем история Эхнатона снова вызовет общественный интерес.