Регистрация Вход

Почему Рамсес II был «великим» и как он повлиял на историю древнего Ближнего Востока?

Рамсес II (правил около 1290–1224 гг. До н.э.), широко известный сегодня как Рамсес «Великий», возможно, был не только величайшим царем Древнего Египта, носившим имя Рамсес, но и, возможно, величайшим царем, правившим долиной Нила. Поистине, Рамсес оправдал свое прозвище, поскольку его усилия и достижения намного превосходили усилия его предшественников и продолжают вдохновлять как современных ученых, так и египтологов-любителей. Во время своего исключительно долгого правления Рамсес II получил свое прозвище и глубоко повлиял на историю Египта и соседних королевств Ближнего Востока. Наделенный древними богами Ре и Сетом - его имя переводится на английский как «Он рожден от Ре» - могучий фараон прославился как воин, так и дипломат.

Рамсес II позаботился о том, чтобы его правление запомнилось вечно, заказав многочисленные храмы и статуи, которые будут построены в его имя, и он был столь же плодовит в своих семейных делах, насчитывая множество жен в своем королевском гареме и родив более 100 детей! Все эти факторы повлияли на ход древней истории Ближнего Востока и помогли сделать Рамсеса II величайшим из всех его однофамильцев и, возможно, из всех царей древнего Ближнего Востока.

Оглавление

Рамсес воин и дипломат

Рамсес родился в привилегированной жизни во время девятнадцатой династии Нового царства Египта. Новое царство было периодом, когда Древний Египет находился на вершине богатства и могущества, что в значительной степени было результатом военных кампаний и колонизации в Нубии и Леванте. Рамсес был сыном короля Сети I (правил около 1305 г. 1290 г. до н.э.) и его главная царица Туи, сделав его наследным принцем Египта. Будучи молодым наследным принцем, Рамсес должен был изучить пути египетского правительства и религии, а также стать воинствующим фараоном. В этом отношении он действительно преуспел.

Когда Рамсес II взошел на египетский престол, он унаследовал большую империю, в которую входило несколько ханаанских колоний в Леванте, который был территорией, примерно соответствующей современным национальным государствам - Израилю, Ливану и части Сирии. Могущественная египетская армия легко управляла часто враждующими ханаанскими городами-государствами региона, но ей приходилось бороться с не менее могущественной хеттской империей, известной как Хатти, за контроль над северным Левантом. Пограничный спор между египетской и хеттской империями в конечном итоге достиг апогея на пятом году правления Рамсеса II, когда пограничные стычки превратились в полномасштабную войну.

Как и все фараоны Нового Королевства, Рамсес II лично повел свою армию на север в качестве главнокомандующего армии и главы элитного корпуса колесниц. В отличие от современных армий, армия Рамсеса была разделена на пять подразделений, названных в честь самых популярных богов Нового царства: Ре, Птах, Сет и Амон, всего около 20 000 человек. Фараон вывел свои войска из Египта. и проследовали вдоль береговой линии, пока не прибыли к северному левантийскому городу Кадеш, который находится примерно в 120 милях к югу от современного города Алеппо.

Когда египетские войска подошли к Кадешу, Рамсес получил ложные разведданные о том, что хетты были намного севернее, чем они были на самом деле. Демонстрируя, что уверенность может быстро превратиться в высокомерие, молодой фараон повел отряд Амона через реку Оронт, где был окружен хеттскими войсками. Рамсес II был спасен, когда прибыл контингент ханаанских союзников, но битва закончилась стратегическим поражением египтян, хотя границы остались неизменными, так что это была политическая тупиковая ситуация. Однако вместо того, чтобы рассматривать результаты битвы при Кадеше как провал, Рамсес II вместо этого предпринял одну из самых ранних известных пропагандистских кампаний в истории.

В истинной манере, подобающей фараону, который позже будет известен как «великий», Рамсес II заставил писцов записывать битву при Кадеше в надписях и графических рельефах на стенах восьми храмов по всему Египту. В надписях Кадеша Рамсес II не только утверждает, что привел Египет к победе над хеттами, но также утверждает, что сделал это в одиночку! В тексте битвы при Кадеше, известном как «стихотворение», Рамсес восклицает:

Я взываю к тебе, мой отец Амон, я среди сонма чужих; Все страны настроены против меня, я один, со мной никого нет! Мои многочисленные войска покинули меня, Ни одна моя колесница меня не ищет; Я все кричу за них, Но никто из них не обращает внимания на мой зов. Я знаю, что Амун помогает мне более миллиона солдат.

После битвы при Кадеше политическая ситуация в Леванте стабилизировалась, и на двадцать первом году своего правления Рамсес II смог попробовать свои силы в дипломатии. Рамсес II смог повлиять на постоянный мирный договор и союз между Египтом и Хатти, которые еще больше укрепились, когда хеттский царь Хаттусили III обручил одну из своих дочерей с египетским царем. Союз между двумя ближневосточными королевствами помог открыть эру мира и процветания, которая с тех пор не повторилась в этом регионе.

Продуктивный строитель

Ни один посетитель современного Египта не может избежать присутствия Рамсеса Великого. Он приказал сделать сотни статуй своего имени и узурпировал многие другие, созданные по образу предыдущих королей. Все, что создавал Рамсес II, обычно было колоссального масштаба, что, вероятно, говорит не только об эго короля, но и о его влиянии на историю Древнего Египта. Среди самых впечатляющих памятников, построенных Рамсесом, были несколько так называемых «погребальных храмов», где духу умершего царя поклонялись как богу.

Рамсес II построил больше погребальных храмов, чем любой другой египетский царь. Среди погребальных храмов, построенных Рамсесом II по всему Египту, были «Рамессеум» на западном берегу реки Нил около Фив, дополнение к массивному Карнакскому храму в Фивах, а также Луксорский храм в Фивах. Строительство Луксорского храма началось во время правления Аменхотепа III (правил около 1403-1364 гг. До н.э.), но позже он стал известен как храм Рамсеса II из-за большого объема работ, которые он там проделал, включая пилон и внутренний двор на севере. конец и несколько колоссальных статуй короля. Луксорский храм служил национальной святыней культа обожествленного Рамсеса II на протяжении всей оставшейся истории фараонов.

Строительная деятельность Рамсеса II также распространилась за пределы собственно Египта. Он построил несколько погребальных храмов между Первым и Вторым порогами реки Нил, которая была традиционной границей, отделявшей Египет от Нубии. Самым впечатляющим из всех пограничных храмов был тот, что находится недалеко от современного города Абу-Симбел. Храм был высечен в скале из песчаника над рекой Нил с четырьмя сидящими статуями Рамсеса II высотой почти семьдесят футов, гордо охраняющих всех, кто входит в его землю. Рамсес II был явно плодотворным в своей строительной деятельности, которая помогла сохранить его наследие и повлияла на Египет, но он был столь же плодовит в своих семейных делах.

Многолюдная любовь Рамсеса II

Поскольку Рамсес II жил так долго и египетские цари практиковали многоженство, он смог собрать значительное количество жен и произвести на свет огромное количество детей, которые не уступали числу его памятников. К моменту своей смерти Рамсес II мог насчитать более 100 детей, семь «великих королевских жен» и множество меньших жен и наложниц как часть своей королевской семьи. Среди семи «великих королевских жен» Рамсеса II Нефертари явно была его фавориткой. Брак между Рамсесом II и Нефертари был, вероятно, устроен, когда он был еще наследным принцем, и, судя по всему, эти двое разделяли определенную близость друг к другу. Нефертари, вероятно, сопровождала своего мужа в битве при Кадеше вместе с некоторыми из их детей. Со своей стороны, Рамсес продемонстрировал свое восхищение своей главной королевой, построив для нее погребальный храм в ярдах Абу-Симбела от своего храма. Хотя он явно любил свою королеву, Рамсес II не мог позволить Нефертари иметь высший счет даже в ее собственном храме, поскольку четыре из колоссальных статуй на фасаде храма принадлежат ему, но только две - Нефертари. Когда Нефертари умерла, Рамсес похоронил ее в одной из лучших гробниц в Долине Цариц на западном берегу реки Нил, недалеко от Фив.

Несмотря на явную любовь к Нефертари, Рамсес II взял еще нескольких жен и наложниц. После смерти Нефертари ее заменила Иситнофрет в качестве «Великой королевской жены». Иситнораешь дал Рамсес Великие много детей, в том числа Мернептах (правила около 1224-1204 до н.э.), который в конечном счете предполагает царствование Египта , когда его отец , наконец , умер Иситнорает была также мать Khaemwese, который был первосвященник Птаха и считается многими современными учеными первым в мире египтологом за его усилия по сохранению пирамид и других памятников Древнего царства.

Рамсес Великий также женился на двух своих дочерях, Битанате и Меритамун, что трудно понять современным чувствам, но было приемлемой частью древнеегипетской культуры. Кровосмесительные браки практиковались среди египтян, но не особенно распространены до Рамсеса II. Женившись на двух своих дочерях, которых он, вероятно, никогда бы не увидел до свадьбы, Рамсес II надеялся положить начало традиции, согласно которой Девятнадцатая династия сохранит целостность своих благородных кровных родов. Хотя эта практика на некоторое время перестала пользоваться популярностью, она была возобновлена, когда греческие Птолемеи правили Египтом с четвертого по первый век до нашей эры.

Наследие Рамсеса Великого

Наследие, которое Рамсес II создал своими усилиями в качестве воина, дипломата, строителя памятников и семьянина, повлияло на ход истории Древнего Египта и Ближнего Востока и продолжает ощущаться сегодня. После его смерти девять других царей приняли имя при рождении «Рамсес», самым известным из которых был второй король двадцатой династии, Рамсес III (правил около 1184–1152 гг. До н.э.). Хотя Рамсес III не имел прямого отношения к Рамсесу Великому, он пытался подражать различным аспектам карьеры своего тезки. Как и Рамсес II, Рамсес III заслужил репутацию великого фараона-воина и плодовитого строителя. Фактически, Рамсес III даже построил часовню в пределах его собственного погребального храма в Мединет-Абу, чтобы поклоняться духу умершего Рамсеса II.

Благодаря сочетанию своего долголетия, амбиций и уверенности Рамсес II смог повлиять на ход древнеегипетской и ближневосточной истории так, как немногие фараоны смогли повлиять на него до или после него. За свою долгую карьеру Рамсес II смог зарекомендовать себя как воин и миротворец, следя за тем, чтобы никто не забыл его имя благодаря его плодотворному строительству, пропагандистским усилиям и семейной жизни. Благодаря своим усилиям Рамсес II - один из самых узнаваемых сегодня фараонов, доказывающих, что он действительно был «Великим».